Формирование навыков письменной речи на уроках английского языка

Формирование навыков письменной речи на уроках английского языка

Из опыта работы учителя английского языка

Формирование навыков письменной речи на уроках английского языка.

Актуальность обучения письму и письменной речи в последние годы несомненно возрастает, это обусловлено тем, что роль письма в обучении английскому языку, как любому иностранному, повышается. Практическая значимость письменного речевого общения в сфере современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет, в частности письменное общение при его помощи, велика. Наша задача, как учителей английского языка, создать максимально подходящие условия для овладения навыками письменной речи. Задачи, которые мы должны решить в процессе обучения письменной речи, включают в себя формирование у учащихся:
— графических навыков,
— речемыслительных навыков,
— умение формулировать мысль в соответствии с заданием, также письменным стилем,
— знаний о культуре письменного произведения, о его роли,
— интеллектуальной готовности создавать содержание письменного произведения,
— аутентичных представлений о содержании письменного произведения.
Немаловажно указать среди задач обучения письменной речи расширение знаний учащихся и их кругозора.
Письмо и чтение тесно связаны друг с другом, поэтому и обучение должно происходить совместно, одновременно, дополняя и опережая друг друга. В основе письма, так же как и в чтении, лежит единая графическая система и устанавливаются одни и те же графо – фонемные соответствия, различие лишь в их направленности – при чтении мы используем направленность от букв к звукам, а при письме – от звуков к буквам.
Письменная речь позволяет сохранить лингвистические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке. Письмо и письменная речь в методике обучения английскому языку выступают как средство обучения, а также как цель обучения языку. Письмо – это технический компонент письменной речи. Письменная речь – это продуктивный вид речевой деятельности, который выражается в кодировании определённого содержания графическими знаками.
Изучив данные психологов по усвоению материала различными способами, которые приведены ниже, можно еще раз убедиться в важной роли обучения навыкам письма и письменной речи.
Итак, психологи выяснили, что услышанный материал усваивается на 10%, увиденный на 20%, услышанный и увиденный на 30%, записанный на 50%, при проговаривании на 70%, при обучении товарища на 90%.
Лингвистическим компонентом содержания обучения письму и письменной речи являются языковые знания, графическая и орфографическая система языка. Психологическим компонентом содержания обучения письменной речи является умение использовать полученные знания и умения на практике, т.е. графические и орфографические навыки, реализуемые при выполнении письменных заданий. Методологический компонент предполагает овладение учащимися приемами и способами выполнения письменных заданий, способствующих более легкому и плодотворному усвоению графики, орфографии, т.д.
Трудности обучения письменной речи:
— процесс обучения письменной речи постоянно осложняется расхождениями между звуковым и графическим образом выражения мысли
— письменное высказывание должно быть конкретным и полным, чтобы выполнить свою коммуникативную функцию
— нет возможности выразительно интонировать свою речь
— письменное произведение требует особого грамматического и синтаксического оформления

Кроме того учащиеся сталкиваются со следующими трудностями:
— ограниченный словарный запас
— боязнь орфографических и грамматических ошибок
— интерференция родного языка на уровне слова, фразы, предложения и текста
— ограниченные навыки самоорганизации, планирования
— отсутствие идей или способов их выражения
— недостаточная мотивация или отсутствие ее
Согласно требованиям ФГОС, в области письма и письменной речи у обучающихся должны быть сформированы следующие умения и навыки:
— делать выписки из текста
— составлять и записывать план, прочитанного или услышанного
— написать короткое поздравление, выразить пожелание
— написать личное письмо
— написать эссе, сочинение
— заполнять анкеты и формуляры
— описывать различные факты, явления, события и впечатления
— выразить свое мнение по интересующему вопросу
— делать учебные записи, тезисы, конспекты
— составлять письменные опоры для устных высказываний (докладов, рефератов)
Выделяют следующие принципы обучения письму и письменной речи:
1. Принцип устного опережения (произносить сначала).
2. Принцип учета правил орфографии изучаемого языка.
3. Принцип сопоставления с родным языком – нацелен на перенос общих графических элементов.
4. Сочетания правил и большого количества тренировочных упражнений.
5. Принцип поэтапности формирования навыков письма.
1. развитие техники письма.
2. использование письма для овладения языковым материалом.
3. применение навыков и умений письма в коммуникативной письменной и устной речи.
Говоря об этапах обучения письму и письменной речи, следует выделить следующие:
1. Обучение графики;
2. Обучение орфографии;
3. Обучение различным формам записи (запись основных идей, ключевых предложений, составление плана, выписывание опорных слов, расширение или сокращение текстов, составление тезисов);
4. Обучение написанию различных письменных текстов (написание резюме, писем различного характера и назначения, заполнение бланков, написание статей, рецензий на книги, фильмы или выставки, написание различных рассказов по картинке, о событиях из личной жизни, написание инструкций, репортажей и др.)
Приведем классификацию упражнений по развитию навыков письма и письменной речи:
К упражнениям, направленным на формирование графических навыков, следует отнести:
— упражнения на написание отдельных букв, полностью или частично совпадающих в английском и русском языках (например: Aa, Mm, Oo, Ee, Kk); отличающихся, но имеющих отдельные сходные элементы (Dd, Pp, Tt); несовпадающих по написанию (Ss, Ff, Ch, ch, Rr и др.)
— упражнения на списывание, копирование отдельных слов, фраз, предложений текста
— упражнения на звуко — буквенный анализ отдельных буквосочетаний
— составление тематических словарей
К специальным упражнениям, развивающим навыки орфогра¬фии, относятся:
— копирование слова, текста, т. е. списывание с целью усвоения основ¬ных правил орфографии и пунктуации
— списывание, осложненное дополнительными заданиями. На¬пример: подчеркиванием указанных букв или буквосочетаний, за¬полнением пропусков недостающими буквами или словами с труд¬ным написанием и др.
— группировки (слов с наличием синонимических буквенных обозначений; омографов; лексем, относящихся к одной теме; про¬изводных слов с указанным суффиксом и т.д.)
— орфографические игры (кроссворды, чайнворды, загадки, лото и т.д.)
— диктанты: слуховой, зрительный, зрительно-слуховой, само¬диктант
— упражнения на группировку слов по разным словообразовательным элементам (однокоренные слова, слова с одинаковыми суффиксами, приставками, слова-монографы).
К лексическим письменным упражнениям относятся грамматически и лексически направленные условно-речевые упражнения:
— по картинкам: составить письменно несколько вопросов по картинке, описать с опорой/без опоры, сравнить картинки
— по тексту: ответить / задать вопросы к тексту, составить план рассказа, изложить письменно краткое содержание текста, написать верные/неверные суждения
Важнейшее место письменная речь занимает в формировании монологических умений, которые закрепляются упражнениями следующих видов:
-письменное описание картинки (или серии картинок) по теме или по мотивам темы
— письменное изложение основного содержания текста (на среднем и старшем этапе)
— написание сочинения по теме после ее основательного изучения
— написание собствен
ного мнения, выражение собственной точки зрения, аргументирование
— составление плана и тезисов для сообщения (доклада) на определенную тему
— написание письма зарубежному сверстнику
— написание эссе
Важно отметить, что для более продуктивного обучения письму и письменной речи, как и для обучения любым другим аспектам языка, требуется мотивация, которую требуется постоянно развивать. Учащиеся очень часто пишут с большой неохотой, это связано с трудностями, с которыми они сталкиваются, а также с отсутствием мотивации. Необходимо заинтересовать учащихся, подчеркнуть важность овладения письменной речью. Это тяжелый и кропотливый труд, который при правильной организации дает стабильно положительные результаты. На уроках необходимо «провоцировать» детей на письмо, используя игровые технологии, современные технические средства, информационно – коммуникативные средства, это сделает урок интереснее и поможет мотивировать учащихся.

Рекомендуем посмотреть:

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники