Игровое обучение лексике на уроках английского языка Содержание

Игровое обучение лексике на уроках английского языка Содержание

Игровые упражнения

Песни, стихи. Волшебная коробка.

Мозговая атака

Спайдограмма Лого Профили


Игровое обучение лексике на уроках английского языка

Игровое обучение иностранному языку и иноязычному общению,

использование игровых упражнений также являются одним из современных подходов к формированию лексических навыков, так как своей ненавязчивостью, простотой, новизной пробуждают у учащихся интерес к обучению иностранного языка, дарят чувство успеха, а также позволяют всем учащимся активно работать на уроке, независимо от уровня и индивидуальных особенностей каждого.

Языковые игры .

Предназначаются для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и тренировки употребления языковых явлений на подготовительном, предкоммуникативном этапе овладения иностранным языком.

Младшие школьники изучают язык в процессе заинтересованного общения и взаимодействия друг с другом, с учителем. Включение процесса обучения иностранному языку в контекст игровой деятельности и позволяет создавать необходимые условия общения. Игра является психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения. Использование игры как способа обучения устной речи позволяет учителю формулировать такие задачи, в которых есть цель и мотив речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения.

Именно это обеспечивает постоянный интерес к иноязычной деятельности, к предмету «Иностранный язык» и позволяет подчинить процесс овладения речевым материалом решению внеязыковых задач общения.

Игровая основа обучения позволяет представить все упражнения, в том числе и тренировочные как коммуникативные. Поэтому в устном вводном курсе нет повторений. Любое повторение коммуникативно оправдано: образец, который предлагает детям учитель – не образец для имитации, а образец решения коммуникативной задачи. Необходим и важен игровой мотив, чтобы дети всегда знали Что (цель) и для Чего (мотив) они что-то делают.

Игровые упражнения для работы с лексическим материалом

(на запоминание, контроль, употребление, формирование лексического навыка)

Основной задачей этой группы упражнений является управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых и формирование у них лексических навыков, а также организация интенсивной самостоятельной работы на учебных занятиях с целью овладения правилами употребления конкретных языковых единиц. Упражнения этой группы приводятся в форме готовых инструкций обучаемым и отдельных пояснений преподавателю.

Игровой аспект в разных упражнениях выражен неодинаково – от полного использования игровой деятельности

обучаемых до сугубо дидактических игр.

Игровые упражнения для обучения иноязычному обучению .

Игровые упражнения позволяют организовать целенаправленную речевую практику обучаемых на иностранном языке, тренировку и активизацию в ее рамках навыков и умений монологический/диалогической речи, различных типов вопросов, типов взаимодействия партнеров по общению.

Цель каждой из игр, приведенных ниже, составляет речевая тренировка на иностранном языке. Учитель сообщает обучаемым игровую цель, которая настраивает их на выполнение различных действий, а иноязычная речь становится средством их выполнения, создавая основу для практики иноязычной речевой деятельности обучаемых.

При закреплении новых ЛЕ, наряду с заданиями, предлагаемыми авторами учебника, целесообразно провести ряд упражнений, позволяющих быстрее и легче усвоить новые слова и активно использовать их в устной речи:

Учитель готовит карточки, на которых вразброс располагается значительное количество знакомых и незнакомых детям слов, в том числе и только что выученные. Ученик должен выбрать из всех слов ЛЕ, введенные на предыдущем уроке. Данное упражнение развивает зрительную память; оно легко проводится в форме игры: несколько учеников получают карточки и записывают на доске найденные ими слова. Выигрывает тот, кто быстрее выберет все новые слова из своей карточки.

Песни, стихи.

Использование таких видов работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение (песни и стихи на уроке иностранного языка в III классе), а также различные конкурсы, использование пословиц и поговорок, например, на этапе урока «В мире слов», а также на кружковых и факультативных занятиях способствуют закреплению лексики. Данные виды работы приемлемы для учащихся среднего и младшего звена школы.

Обучение английскому языку на начальном этапе строится на устном опережении. Например, при изучении учебной ситуации «Food», с целью ввести лексику, используя принцип устного опережения по теме, можно применить следующее стихотворение.

Get up, little Freddy,

Breakfast is ready,

Butter and cheese,

All that you please.

Milk and bread

For little Fred,

Tea and jam

For brother Sam.

При повторении материала числительные в пределах десяти мы использовали песню «Ten little Indian Boys».

Отработать лексику по теме «Colors» поможет песенка «Rainbow».

Red and yellow and pink and green

Purple and orange and blue.

I can see a rainbow,

See a rainbow,

See a rainbow too.

Можно для наглядности нарисовать радугу на плакате и выделить каждое слово.

Для эмоциональной разрядки песня Old McDonald.

Old McDonald has a farm, Ee-I-ee-oh,

And on his farm he has some ducks, Ee-I-ee-oh

With a quack, quack here, and a quack, quack there

Here a duck, there a duck,

Very where a quack, quack.

Песни, стихи.

Использование таких видов работ, которые снимают напряжение, переключают внимание детей, вызывают положительное эмоциональное настроение (песни и стихи на уроке иностранного языка в III классе), а также различные конкурсы, использование пословиц и поговорок, например, на этапе урока «В мире слов», а также на кружковых и факультативных занятиях способствуют закреплению лексики. Данные виды работы приемлемы для учащихся среднего и младшего звена школы.

Обучение английскому языку на начальном этапе строится на устном опережении. Например, при изучении учебной ситуации «Food», с целью ввести лексику, используя принцип устного опережения по теме, можно применить следующее стихотворение.

Волшебная коробка.

В классе можно поставить яркую коробку. Закончив проверку командных результатов и исправив все ошибки, можно попросить детей подумать – какое слово (слова) остается для них трудным или просто не нравится (трудное произношение, плохо запоминается). Однако вслух это слово не произносится. Ребенок получает возможность нелюбимое для него слово, но «секретное» для всех других учащихся написать на листке бумаги и положить в коробку. Если слово доставляет много неприятностей (трудно запоминается), лист бумаги можно и скомкать. В течение нескольких уроков проработать необходимо новую лексику, выполнить тренировочные упражнения, читать текст, не открывая коробки.

Входя в класс и видя яркую коробку (она стоит на видном месте), внутри которой лежит его «секретное слово», он начинает думать о нем. Не может не думать, так как это – его ребячий секрет, что привлекает внимание. Опосредованно внимание учащегося сконцентрировано на трудном для него слове, что помогает запомнить показавшееся в начале таким сложным слово или несколько слов.

Через несколько дней на перемене перед уроком можно открыть коробку и выбрать слово-чемпион, т.е. такое слово, которое больше всего не понравилось учащимся и было написано большее количество раз. Но к этому моменту все нелюбимые слова уже кажутся легкими. Все недавние трудности преодолены и можно проводить контрольную работу.

Brainstorming (или мозговая атака)

Это такой вид групповой работы, который позволяет генерировать большое количество идей. С самого начала учитель стимулирует учащихся обдумывать ту или иную проблему и высказывать свои мысли. Все высказывания фиксируются на доске, независимо от того, сказали учащиеся именно то, что ожидал услышать учитель или нет.

Цель данной технологии – погружение в новую тему. Технология проведения: учитель на доске записывает ключевые понятия, слово или тему, по которой предстоит работать и предлагает учащимся высказать свои идеи и предложения по этому поводу.

Мозговой штурм протекает в несколько этапов:

I этап – сбор идей. Учитель фиксирует на доске все идеи, выдвинутые учащимися, записывая их на концах лучей. На этом этапе необходимо максимально активизировать ребят, поддерживать, подбадривать их. Самое главное на этом этапе не комментировать «No comment» Иначе другой ученик побоится высказывать свою идею.

II этап – анализ и систематизация идей. Вместе с классом учитель обсуждает каждую идею, обобщает несколько идей в одну, расширяет некоторые идеи.

III этап – перевод всех идей на английский язык (презентация новых лексических единиц).

IV этап – первичное говорение по теме мозгового штурма. Учитель предлагает в максимально простых выражениях и конструкциях закрепить данную лексику, параллельно комментируя грамматику и записывая ключевые глаголы на лучах.

V этап – Монологи учащихся с опорой на данный мозговой штурм. Начать следует с более сильного ученика, который может отвечать с места. В это время учитель помогает ему, показывая логику изложения на brain storming.


Спайдограмма

Данная технология активизирует учащихся на пополнение словарного запаса, работу со словарем.

Основная цель этой технологии – формирование семантического полислова. Работа с данной технологией проводится на хорошо известном учащимся материале. Возможна работа в группах, парах, индивидуально. Эту технологию можно проводить в виде соревнования, можно давать как домашнее задание. Спайдограмму можно делать несколько уроков, работая на каждом уроке определенным цветом. В результате, ученики видят свое продвижение, что создает ситуацию успеха. Спайдограмму можно и нужно заполнять с учетом ЭГО – фактора.

Технология Лого проводится с целью знакомства преподавателя с группой или знакомство учеников друг с другом в незнакомом коллективе.

Алгоритм работы:

Ученикам предлагается на стандартных листах бумаги нарисовать 3, 4 предмета схематично. Это должны быть самые главные, любимые, значимые предметы в их жизни. Готовые условие лого – не требовать от ребят художественного изображения этих предметов.

Принцип лого – рисую что хочу, но как могу. Главные Лого вывешиваются в определенном месте; таким образом, получается «сборный портрет группы». Эта экспозиция помогает ребятам не только лучше узнать друг друга, но и является очень хорошей опорой для отработки лексического и грамматического материала с учетом Эго – фактора.

Данная технология проводится как с учениками с целью формирования коллектива, так и с целью отработки грамматических структур.

Технология проведения:

на стандартных листах бумаги ученики рисуют свой профиль. Для этого они подходят к стене или к окну, прислоняются и просят соседа очертить профиль лица, желательно маркером;

ученики разбиваются на подгруппы (не менее 8 человек), садятся в круг и по команде учителя начинают передвигать профили;

передвижение профилей происходит до тех пор, пока профиль не вернется к хозяину. Передвижение проводится только по команде учителя на счет.

Технологии британских методистов в области обучения иноязычной лексике .

Предлагаемые технологии применяются при доведении знаний языка до совершенства.

Их назначение — довести всех учеников до примерно одинакового уровня владения навыками, прежде чем переходить к следующему этапу.

Также очень эффективными являются технологии :

Same-Different (одинаковый — различный),

Think-Pair-Square-Share (подумай, обсуди в паре, затем в группе из четырех человек и поделись в классе своими размышлениями),

Round robin (высказывания по очереди) или Roundtable (с предварительной записью),

Numbered Heads Together (получившие номер, встаньте рядом друг с другом),

Fact or Fiction (факт или фикция)

Guess the Fib ( угадай выдумку),

Threе Step Interview (трехступенчатое интервью),

Outside Inside Circle (внешний — внутренний круг).

Same-Different (одинаковый — различный),

Учитель создает ситуацию, ставит перед учащимися речевую задачу и произносит предложение.

Шаг 1. Если содержание предложения соответствует ситуации, школьники кивком головы подтверждают это и затем каждый тихо проговаривает предложение; иначе — предложение не проговаривается.

Шаг 2. Учитель называет группу и ученики отвечают все вместе.

Think-Pair-Square-Share (подумай, обсуди в паре)

Учитель создает ситуацию, ставит перед учащимися речевую задачу и произносит предложение.

Шаг 1. Члены групп в индивидуальном порядке обдумывают ответного можно записать).

Шаг 2. Учащийся сообщает ответ партнеру в паре и они вместе говорят общий ответ.

Шаг 3. Школьники делятся информацией друг с другом в группе, составляют ответ и выбирают ученика который его озвучивает.

Fact or Fiction (факт или фикция)

Предполагается подстановочная задача речевого или репродуктивного характера. Решая ее, отдельные члены группы по очереди произносят предложения.

Те, кто слушают, пытаются определить, соответствует ли предложение действительности (если соответствует, то предложение повторяется). В ином случае каждый ученик произносит два-три предложения, одно из которых противоречит действительности, именно его и повторяют члены группы.

Обучающие стратегии.

Это способ передачи опыта друг другу в коллективе.

Обучающие стратегии — это блок индивидуальных технологий учащихся, которые помогают им учиться. В методике обучения иностранному языку различают 3 основных группы стратегий:

1.Метакогнитивные (планирование, прогнозирование результатов и их оценивание)

2. когнитивные (заучивание наизусть, повторение, работа с грамматическим правилом, тренировка произносительных навыков и др. )и к последней группе

3. коммуникативные стратегии (стратегии, связанные с общением, с умением работать друг с другом, находить общий язык)


Игра «Капитан Флинт».

Эта игра используется при проверке домашнего задания .

Для того, чтобы ребятам было интересно читать, им нужно было представить, что каждое слово из домашнего упражнения – это риф, который нужно умело обойти, правильно прочитав его. Выбирается капитан команды, который поведет класс через рифы, то есть он читает слова, а ребята хором за ним повторяют. Если капитан ошибается, корабль получает пробоину. Капитану бросают спасательный круг (класс хором читает слово). Тот ученик, который заметил ошибку, получает бонус и становится новым капитаном корабля. Ученик, ставший капитаном, получает картинку с изображением корабля

Ценно то, что дети с неослабевающим вниманием следят за капитаном.

На каждом уроке данная игра варьируется. Выбирается вождь индейцев. который должен был метко стрелять из лука. Каждое верно прочитанное слово – меткий выстрел, неверно прочитанное – промах..

Эта игра вызывает эмоциональные переживания, желания во что бы то ни стало достигнуть цели, получить бонус; способствует более прочному запоминанию английских слов.

Игры для контроля усвоения лексики.

Детям предлагаются индивидуальные карточки с изображением рисунка и набором слов .

Дети должны сгруппировать слова по правилам чтения и вписать в карточку.

Например, одному из учеников была предложена карточка с изображением пчелки, на крылышках которой были записаны звуки (I:) и (o); внизу карточки помещен список слов:

green, bird, seek, it, ball, run, he, dog, ten, frog, hop.

Задача ученика – сгруппировать слова в два столбика.

Данное упражнение не занимает много времени.

Оно используется в качестве фонетической зарядки

(одна из карточек, заполненных детьми, озвучивается),

повторения правил чтения, повторения изученных слов.


На уроках английского языка я использовала различные рифмовки со словами, которые дети плохо запоминали или испытывали трудности в их прочтении.

Так, например, трудное для чтения слово colour легко запомнилось детьми благодаря рифмовке:

Green colour, red colour.

Я в краски кисточку макала.

В слове bird несколько учеников постоянно допускали ошибку; правило, по которому это слово читается, учащиеся запомнили с помощью рифмовки:

Это птичка. It’s a bird.

Она семечки клюет.

Песня на уроке.

Использование песен на изучаемом языке очень актуально.

Во-первых, ребята с самого начала приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста, по мнению психологов, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре.

Во-вторых, при работе с песней создается хорошая предпосылка для всестороннего развития личности ребенка, ибо песня стимулирует образное мышление и хороший вкус. Этому способствует и достаточно высокий врожденный уровень музыкальных способностей детей. На своих уроках я использовала песню в следующих целях:

для фонетической зарядки на начальном этапе урока;

с целью отработки звуков и интонации;

на этапах введения и закрепления грамматического материала;

при работе над аудированием.

Детям очень нравились песенки «Jingle Bells» и «Animal Friends».

Пение на уроках иностранного языка позволяет включить в активную познавательную деятельность каждого ученика, создаёт предпосылки для дружной коллективной работы в атмосфере положительных эмоций.

Образуйте новое слово

Такие задания на уроках,как ребусы, головоломки, чайнворды из названий двух предметов стимулируют творческое мышление детей, например: если над рисунком помещена какая-либо буква, ее нужно включить в слово так, чтобы получилось другое слово;

если над рисунком обозначена зачеркнутая буква, ее надо исключить, а если рядом с зачеркнутой буквой помещена другая, то она заменяет зачеркнутую;

к букве (или буквам) присоединяется название предмета.

Получается новое слово;

если перед рисунком или цифрой изображена запятая, то первая буква в названии предмета или обозначении (словом) цифры исключается. Если запятая/запятые обозначена/обозначены справа от рисунка, то не прочитывается / не прочитываются последняя / последние буква/буквы в названии предмета.

Если изображены два предмета один в другом,

то нужно помнить о предлоге in.

Прочитав последовательно буквы на каждой ступеньке,

вы узнаете новую английскую пословицу.

Стрелка показывает, от какой буквы следует начинать.

Every dog has his day. (Соответствующая русская пословица: Будет и на нашей улице праздник.)

Использование различных видов игр и опор при формировании лексических навыков:

облегчает процесс овладения иностранным языком;

повышает прочность усвоения изучаемого материала;

снижает различного рода трудности;

привносит в учебный процесс оживление;

способствует усилению положительной мотивации.

Используемые в ходе данного эксперимента методы, приемы и способы обучения повышают интерес к изучению иностранного языка в целом; уровень сформированности лексических навыков влияет на практическое овладение иностранным языком.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники