Методическая система обучения русскому языку — Учебно-методический комплекс «теория и методика обучения и воспитания

Методическая система обучения русскому языку

1. Цели и содержание обучения

2. Методы и приемы обучения

3. Средства обучения

4. Организационные формы обучения
1. Цели обучения определяются социальным заказом. В настоящее время учебные стандарты определяют цели обучения русскому языку – научение свободной речевой деятельности и формирование у учащихся элементарной лингвистической компетенции.

С истематический курс русского языка изучается с 5 по 9 класс. В старших классах предлагается рассматривать несколько вариантов изучения родного языка: углубленное изучение отдельных аспектов (разделов) языка; совершенствование культурноречевых умений и навыков; поддержание орфографической и пунктуационной грамотности и др.; проходит обобщение и систематизация знаний по грамматике.

В состав учебного предмета «русский язык» входят основные разделы языка: фонетика, лексика и фразеология, состав слова и словообразование, морфология, синтаксис, стилистика. Также учащиеся знакомятся с основными сведениями из истории русского языка, диалектологии. В систематический курс русского языка входят вопросы графики, орфографии, пунктуации, призванные обеспечить правописную компетенцию школьников.

Методы и приемы обучения русскому языку
Основные вопросы

1. Понятие метода в дидактике и методике

Метод обучения (букв. «путь») – это система последовательных действий учителя и ученика в процессе овладения знаниями, умениями и навыками учащихся, «в ходе которого учитель организует деятельность ученика над объектом изучения, а в результате этой деятельности реализуется процесс учения, усвоения учеником содержания образования». 1

Проблема совершенствования методов обучения особенно актуальна в настоящее время, в условиях коммуникативно-деятельностного подхода к обучению, в связи с реализацией идеи развивающего обучения.

Методы обучения родному языку рассматриваются как логическая основа обучения и складываются из общедидактических методов (Бабанский Ю.К. Данилов М.А. Есипов Б.П. Левина М.М. Лернер И.Я. Махмутов М.И. Скаткин М.Н. Щукина Г.И. и др.) и частнодидактических, используемых на уроках русского языка (Баранов М.Т. Баринова Е.А. Буслаев Ф.И. Львов М.Р. Купалова А.Н. Палей И.С. Рождественский Н.С. Текучев А.В. Федоренко Л.П. и др.).

Задача учителя — сформировать у учащихся интерес к предмету, внутреннюю мотивацию учения, так как именно мотивация является основой целенаправленной деятельности обучаемых, их познавательной активности.

Мотивация учебно-познавательной деятельности в психологии рассматривается как психическое состояние, в котором проявляется отношение школьников к учебе (Л.И.Божович, А.Л.Леонтьев, П.И.Якобсон и др.). Мотивацию следует поддерживать на всех этапах обучения учитывая ее функции: побуждающую, направляющую, и смыслообразующую.

Решающую роль в реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения играет интерес. который, по словам Г.И Щукиной, «выступает в качестве внутреннего побуждения, очень яркого и значимого мотива» 1 .

В процессе обучения принято различать понятия «метод» и «прием».

Прием – это частное проявление, реализация метода в ходе изучения той или иной темы. Являясь составной частью методы, прием определяет конкретные действия учителя и учащихся, зависящие от общих установок и направлений работы. Одни и те же приемы могут быть использованы в различных методах обучения.

Выделяются следующие приемы обучения русскому языку: «предметных» действий, составления плана, использования обучающего диктанта, постановки проблемного вопроса и другие.

2. Классификации методов обучения

В науке существуют различные классификации методов обучения.

Проблема классификации методов обучения русскому языку всегда была в центре внимания ученых-методистов. Так, А.В. Текучев предложил классифицировать методы по следующим признакам: а) по источнику получения учащимися знаний ; б) по степени и характеру участия школьников в учебном процессе ; в) по характеру и месту выполнения заданий.

В соответствии с этой классификацией выделяются следующие методы обучения: слово учителя, беседа, анализ (наблюдение, языковой разбор), упражнения, использование наглядных пособий, работа с учебником, экскурсия.

А.В.Дудников 1 рассматривал методы обучения как определенные способы мышления. с помощью которых раскрывается конкретное содержание языкового материала. В соответствии с этим А.В. Дудниковым были предложены следующие методы: индуктивный, дедуктивный, индуктивно-дедуктивный, дедуктивно-индуктивный.

Л.П.Федоренко 19 определяет методы обучения как способы работы учителя и ученика с отобранным для изучения языковым материалом. Основой классификации методов обучения русскому языку, предложенной Л.П. Федоренко, являются источники знаний: 1) школьники узнают основные понятия языка, правила грамматики, правописания от учителя или из учебника; 2) закрепляют эти понятия и получают навыки использования правил в практической деятельности в процессе выполнения упражнений со специально подобранным дидактическим материалом; 3) запоминают теоретические сведения и правила их использования из языкового общения и чтения литературы.

На основании трех источников получаемых знаний Л.П. Федоренко выделено три группы методов обучения русскому языку:

  • методы теоретического изучения языка. сообщение, беседа, самостоятельная работа по учебнику;

— методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи: упражнения, сопровождаемые языковым разбором, диктант, наблюдение, видоизменение (реконструирование), конструирование;

— методы практического изучения языка и речи: работа по анализу текста, изложение, сочинение.
3. Методы теоретического изучения языка

Методы теоретического изучения языка используются преимущественно на уроках объяснения нового материала, при введении новых понятий.

Сообщение учителя (слово учителя) – метод, который применяется при введении новых теоретических сведений, разъяснений, дополнений к материалу учебника или учебного пособия, при обзоре изученной темы, раздела.

Сообщение может быть использовано и в процессе обобщения или повторения. Особенно применение сообщения целесообразно в том случае, когда материал изучался в несколько этапов, значителен по объему и представляет сложность с точки зрения обобщения. Например, на уроках обобщения и повторения разделов «Словообразование», «Морфология», «Синтаксис» и др.

Метод сообщения предусматривает обязательное наличие следующих компонентов: наблюдение над языковым материалом, сообщение учителя об основных особенностях изучаемого языкового явления, образец рассуждения учителя о применении теоретических сведений на практике. К сообщению учителю необходимо специально готовиться. Оно должно быть логично, четко по структуре, научно и доступно по содержанию, с использованием ярких, прозрачных примеров из высокохудожественных текстов русской литературы.

Сообщение представляет собой монологическую речь учителя, что является важной посылкой формирования речевой культуры учащихся, навыков связной речи. Учителю следует помнить, что его речь является образцом для подражания, следовательно, в ней не должно быть речевых недочетов.

Большое внимание в процессе сообщения уделяется активизации учащихся. С этой целью можно прибегнуть к использованию таких приемов . как составление плана по ходу сообщения (лекции), запись основных положений (тезисов) сообщения, подбор и анализ примеров, составление таблиц, схем и др.

Беседа в отличие от сообщения представляет собой диалог между учителем и учениками. Деятельность учителя в процессе беседы сводится к постановке определенных, четко сформулированных вопросов по теме урока и контролю за деятельностью учащихся. Основой деятельности учеников является наблюдение за языковыми фактами, ответы на вопросы, обобщение материала и формулировка вывода, правила.

Преимущество данного метода заключается в том, что он активизирует учащихся, способствует выяснению уровня подготовки школьников к восприятию новых знаний, помогает выявить степень понимания учениками изучаемого материала.

Беседа состоит из следующих компонентов: наблюдение над языковым материалом, ответы на вопросы учителя. в результате которых школьники подводятся к умозаключению, обобщение и образец практического применения правила, сделанные учителем.

Этот метод целесообразно использовать в том случае, когда у учащихся уже имеются предварительные знания по изучаемому материалу.

Беседа используется на уроках разного типа: на уроках объяснения, закрепления и повторительно-обобщающих уроках, одним из существенных моментов в построении беседы является методика постановки вопроса. Необходимо, чтобы вопрос был полным и четко сформулированным, недвусмысленным, предполагающим развернутый ответ.

Чтение учебника – это метод самостоятельного знакомства учащихся с новым материалом. Его можно рассматривать как контролирующий деятельность учащихся. Используется этот метод в том случае, когда изучаемая тема знакома школьникам и не представляет для них трудностей
4. Теоретико-практические методы изучения языка и обучения речи

В процессе закрепления, обобщения и повторения грамматического материала широко используется диктант.

Диктант рассматривается в методике как метод (Л.П. Федоренко), прием и вид упражнений (А.В. Текучев). Это такой вид работы. который заключается в том, что учитель диктует текст, а школьники записывают его полностью или выборочно в соответствии с задачами обучения. Особенно этот метод продуктивен при обучении орфографии и пунктуации. Различаются диктанты контрольные и обучающие . С помощью контрольных диктантов осуществляется контроль за усвоением знаний учащихся по какой-либо теме, определенному разделу. Проводится контрольный диктант в соответствии с тематическим планированием.

Среди обучающих выделяются следующие диктантов: предупредительный, объяснительный, комментированный, выборочный, творческий, графический, игровые и др. Обучающие диктанты проводятся на этапе закрепления, обобщения и повторения знаний. Отличительной особенностью таких диктантов является то, что они сопровождаются рассуждением – применением правила вслух. Так, в ходе предупредительного диктанта рассуждение предшествует записи, при объяснительном диктанте рассуждение дается после написания, при использовании комментированного диктанта рассуждение ведется в процессе написания. Особенностью выборочного диктанта является тот факт, что ученики записывают не весь текст, а только отдельные его части, в зависимости от задания учителя. Например, слова с непроверяемыми гласными, непроизносимыми согласными, разносклоняемые существительные и т.д.

Диктант является эффективным способом проверки орфографической грамотности школьников. Использование рассуждения в процессе обучающего диктанта способствует осознанному овладению теоретическими понятиями, развитию монологической речи.

Одним из эффективных теоретико-практических методов, применяемых на всех этапах усвоения языкового материала, является грамматический разбор. который заключается в анализе определенных языковых явлений по заданию учителя. По объему разбор может быть частичный (на этапе объяснения и закрепления) и полный (на этапе повторения и обобщения). По способу выполнения разбор может быть устным (с использованием рассуждения) и письменным (суждением – без конкретных пояснений).

В зависимости от содержания изучаемого материала различаются следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, графический, лингвостилистический.

Каждый вид грамматического разбора имеет определенный порядок, то есть схему, согласно которой анализируются грамматические категории.

В процессе проведения грамматического разбора реализуется один из основных принципов усвоения родной речи – принцип понимания языковых значений. Школьники учатся различать лексические и грамматические значения, что позволяет им лучше усвоить основные признаки частей речи, уяснить суть морфемы как значимой части слова, безошибочно выделять члены предложения.

Языковой разбор способствует развитию логического мышления, языкового чутья школьников, формирует у них умение строить суждение в процессе наблюдения над конкретной единицей языка, воспитывает навыки самостоятельной работы.

Наблюдение – это метод, заключающийся в «организации планомерного, целенаправленного восприятия учащимися языковых явлений». 20 Наблюдение может сочетаться с беседой, словом учителя, выполнением упражнений.

Например, при изучении темы «Определение и способы его выражения» учащиеся получают задания найти в специально подобранном тексте второстепенные члены — определения, выделить их признаки и значения, указать способ выражения. Под руководством учителя школьники выясняют значения определений, способы выражения, указывают роль в построении текста.

Метод реконструирования (видоизменения) заключается в изменении словоформ, синтаксических конструкций и т.д.

При применении метода реконструирования могут использоваться следующие приемы: составление словосочетаний и предложений из данных слов, замена словоформ, перестановка частей предложений и др.

Конструирование – метод, основой которого является самостоятельная работа учащихся по составлению словосочетаний, предложений заданных типов, форм слова; составление предложений по данной теме, по определенной схеме и т.д.
5. Практические методы изучения языка и обучения речи

К практическим методам относится работа, связанная с анализом текста, с формированием умений школьников строить связное высказывание в устной и письменной форме, писать изложения и сочинения.

В процессе анализа текста выявляются знания учащихся об определенных языковых явлениях и речеведческих понятиях. Различается частичный и комплексный (полный) анализ текста.

Частичный (фрагментарный) анализ текста, или лингвистическое комментирование. вскрывает какую-либо отдельную особенность текста в связи с его идейно-художественным и эстетическим своеобразием. Проследить это можно на всех языковых уровнях, которые характеризуются разнообразием экспрессивно-эстетических ресурсов. Так, на фонетическом уровне большое внимание уделяется поэтическому благозвучию речи (аллитерации, ассонансу). На примере анализа текста разъясняется разница между звуком и буквой, усваиваются произносительные нормы русского литературного языка, анализируется интонация и ее элементы. При анализе текста на фонетическом уровне реализуются принципы внимания к материи языка и чувства языка.

При работе над лексикой текста большое внимание уделяется как лексическому значению слова, так и его употреблению в переносном значении, подбору синонимов, антонимов, характеристике фразеологических единиц. Слово и его употребление в переносном значении осмысливается школьниками как средство создания художественного образа, позволяющее чувствовать и переживать такое эмоциональное состояние, в котором находится автор. Анализ текста на лексическом уровне позволяет проследить реализацию таких принципов усвоения родной речи, как принципы понимания языковых значений, чувства языка, оценки выразительности речи. Анализ словообразовательных особенностей языковых единиц позволит учащимся лучше осознать, что значимые части слова (морфемы) придают слову новое значение. Анализируя грамматический уровень (морфологию и синтаксис), школьники не только повторяют определенные теоретические сведения, но и учатся определять роль той или иной грамматической единицы в построении текста.

Полный анализ текста рекомендуется использовать на этапе повторения и обобщения языкового материала и речеведческих понятий.

Анализ текста – одно из средств совершенствования связной речи учащихся. Лингвостилистический анализ текста помогает не только обобщить и повторить теоретические сведения, полученные при изучении русского языка, но и способствует пониманию художественных особенностей текста, формирует языковой вкус школьников.

Практические методы предусматривают использование творческих заданий в процессе решения речевых задач: создание монологических высказываний, создание текста на заданную тему, стилизация (создание текста на одну тему с использованием разных стилей и типов речи).
6.Упражнения по русскому языку

Теоретико-практические и практические методы обучения реализуются в процессе выполнения упражнений по русскому языку.

Существует несколько классификаций упражнений.

Так, профессор Л.П. Федоренко, характеризуя систему упражнений, способствующих формированию речевых навыков учащихся, выделяет три типа упражнений:

  1. рецептивные (анализ готового или «чужого» текста);
  2. репродуктивные (видоизменение текста);
  3. продуктивные (конструирование самостоятельных примеров, высказываний). 21

Первый тип упражнений основан на наблюдении над готовыми конструкциями, в процессе работы над которыми происходит знакомство учащихся с той или иной языковой единицей, запоминание этой единицы.

Рецептивные упражнения способствуют формированию умений узнавать, выделять в тексте определенную языковую единицу, развивают стилистическое чутье учеников, помогают запоминать норму употребления тех единиц, на которых сосредоточено их внимание.

Упражнения второй группы основаны на видоизменении текста, они связаны с формированием умений выбирать один из вариантов.

Репродуктивные упражнения позволяют школьникам увидеть стилистическую структуру текста, понять уместность употребления тех или иных языковых единиц, способствуют совершенствованию речи учащихся.

Упражнения третьей группы отличаются от предыдущих упражнений тем, что они не имеют текстовой основы. Ученики самостоятельно строят свое высказывание, подбирая определенные языковые средства. В процессе их выполнения формируются нормы литературной речи, расширяется словарный запас учащихся, происходит выработка умений отбирать языковые средства в соответствии с целевой установкой, строить собственное высказывание, используя синонимические средства языка.

В.А. Добромыслов предложил классификацию упражнений, основой которой является преобладающий вид деятельности учащихся. В соответствии с этим выделяются следующие виды языковых упражнений.

1. Аналитические упражнения. к которым относится языковой разбор, т.е. выделение частей из целого. К таким упражнениям можно отнести, например, нахождение в тексте каких-либо языковых явлений (синонимов, антонимов); выделение отдельной морфемы в слове, определение е значения и т.д.

2. Синтетические упражнения. напротив, нацеливают на объединение отдельных фактов языка в единое целое. Например, из отдельных слов составить словосочетание, из словосочетания построить предложение, текст и т.п.

3. Аналитико-синтетические упражнения – это упражнения, основой которых является анализ и синтез одновременно.

Например: найти в тексте существительные одной тематической группы (растения, мебель и т.п.) и составить с ними связное высказывание.

Профессор Г.Н. Приступа в зависимости от этапа усвоения языкового материала выделил следующие типы упражнений: пропедевтические (подготовительные), иллюстративные, основные, или закрепительные, повторительно-обобщающие и творческие.

Пропедевтические упражнения используются на первом этапе усвоения языкового материала. Цель их – довести до восприятия учащихся новые теоретические понятия (морфема, лексическое значение слова, часть речи, член предложения и т.д.).

Цель иллюстративных упражнений – показать наиболее яркие примеры изучаемых языковых явлений.

Закрепительные упражнения способствуют формированию умений школьников использовать теоретические сведения по изучаемой теме в практической деятельности, узнавать, находить определенные признаки языкового явления, формируют конкретное понятие.

Повторительно-обобщающие упражнения имеют цель систематизировать и обобщить теоретические сведения, совершенствуют умение включать новые знания в систему уже известных языковых понятий.

Творческие упражнения развивают мышление, память учащихся, формируют умение самостоятельно составлять связное высказывание.
7. Метод проблемного обучения состоит из проблемной задачи и проблемной ситуации. Проблемная задача – это задача, в ходе решения которой учащиеся открывают для себя что-то новое в изучаемом материале. Суть решаемой задачи помогают определить проблемные вопросы и задания. которые вытекают из наблюдений над языковым материалом, из анализа уже известных языковых фактов. Процесс решения проблемной задачи основывается на четких, логичных и доказательных рассуждениях, которые делаются школьниками, чтобы прийти к осмысленному результату. Проблемная задача всегда содержит проблемную ситуацию. т.е. ситуацию, побуждающую учеников к рассуждению, к решению познавательной задачи. В процессе решения проблемных задач школьники добывают новые знания в результате собственного поиска. Это свидетельствует о высокой степени осознанности и прочности имеющихся у них знаний. Приведем пример проблемной ситуации с использованием проблемных заданий при объяснении темы «Разноспрягаемые глаголы». Учащимся предлагается проспрягать глагол хотеть и ответить на вопросы: Как определяется спряжение глаголов? Какие глаголы относятся к первому и второму спряжению? Какие окончания имеет глагол хотеть в единственном и множественном числе? К какому спряжению относится этот глагол? Так в ходе решения этой проблемной задачи школьники приходят к выводу, что данный глагол имеет окончания и первого, и второго спряжения, т.е. он разноспрягаемый.

Рассмотренные методы обучения, являясь взаимосвязанными и взаимообусловленными, представляют составную часть целостной дидактической теории, соответствуют целям развивающего обучения, отражают системное рассмотрение соотнесения каждого этапа обучения с потребностями и мотивами учеников.

Эффективность метода обучения зависит от того, насколько он активизирует деятельность учащихся, стимулирует их учение, указывает ли практическую ценность изучаемого материала, предлагает ли пути самостоятельного решения проблемных задач. Решить все задачи обучения русскому языку невозможно, используя какой-либо один из методов. Прочное усвоение школьниками программного материала может обеспечить только совокупность методов обучения, например, беседа и наблюдение, сообщение с элементами беседы и др.
Средства обучения. Учебник и учебные пособия по русскому языку
Основные вопросы
1. Учебник – ведущее средство обучения

Основным средством обучения традиционно является учебник по предмету. Учебник – это книга для учащихся и учителя, в которой излагается материал в соответствии с программой по предмету.

Учащиеся используют учебник с целью получения необходимой информации, приобретения определенных умений и навыков. Для учителя учебник является «источником методической системы» (М.Т. Баранов), который помогает определить методику работы на разных этапах усвоения учебного материала. Учебник помогает ответить на вопрос чему и как учить.

Учебник по русскому языку определяет объем и систему содержания предмета, формирует знания, умения и навыки учащихся, учит их самостоятельной работе с книгой. В нем содержатся теоретические сведения по фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, грамматике, стилистике, культуре речи, орфографии и пунктуации, общие вопросы о языке, а также разнообразные упражнения, задания для самостоятельной работы, вопросы для повторения. В приложениях к учебнику даются памятки, словари («Пиши правильно», «Говори правильно», «Толковый словарь» и др.), списки изученных орфограмм, схемы языкового разбора.

Учебник способствует формированию прочных знаний, умений и навыков, развитию мышления и речи учащихся, формирует умение самостоятельно работать с учебным материалом.

2. Функции учебника. Структура учебника русского языка

Учебник выполняет следующие функции: познавательную, систематизирующую, развивающую и воспитательную. В ходе работы с учебником школьники знакомятся с основами знаний по языку и речи (познавательная функция ), которые представлены в виде системы (систематизирующая функция).Развивающая функция учебника реализуется в процессе выполнения упражнений, заданий по развитию речи. Практический материал учебника предусматривает формирование и совершенствование учебно-познавательных, правописных и речевых умений, воспитывает навыки самостоятельной работы, а специально подобранный дидактический материал на основе высокохудожественных текстов способствует воспитанию любви и уважения к родному языку.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении, группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.

Учебник имеет стройную структуру и состоит из следующих компонентов: теоретические сведения об основных явлениях языка, представленные в форме наблюдения, правил, вопросов и заданий; иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы и т.п.) и аппарат ориентировки (оглавление, заголовки, указатели и т.п.).

Способ подачи нового материала в учебнике обусловлен возрастными особенностями учащихся.

Использование наглядного материала способствует более эффективному усвоению знаний, активизирует внимание учащихся, развивает познавательный интерес к предмету.

С целью обучения школьников использованию знаний в практической работе в учебниках представлены образцы рассуждений, грамматического разбора, выполнения заданий и др.

Формирование лингвистической компетенции школьников проходит в связи с изучением элементов истории языка, знакомством с именами известных ученых-лингвистов: М.В. Ломоносова, В.И. Даля, В.В. Виноградова, Л.В. Щербы, Д.Н. Ушакова и др.

Для закрепления и обобщения изучаемого материала в учебнике представлены упражнения.

«Упражнения по русскому языку — виды учебной деятельности учащихся, ставящие их перед необходимостью м н о г о к р а т н о го и в а р и а т и в н о г о (разрядка наша — Т.В.) применения полученных знаний в различных связях и условиях .» 22

С помощью упражнений ученики наблюдают над языковыми явлениями, производят языковой разбор, овладевают различными способами творческой деятельности в процессе составления связных высказываний.
3.Действующие учебники русского языка
Ладыженская Т.А. Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. Григорян Л.Т. Кулибаба И.И. Научный редактор Н.М. Шанский. Русский язык: 5 класс;

Баранов М.Т. Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А. Григорян Л.Т. Кулибаба И.И. Научный редактор Н.М. Шанский. Русский язык: 6 класс;

Баранов М.Т. Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А. Григорян Л.Т. Кулибаба И.И. Научный редактор Н.М. Шанский. Русский язык: 7 класс;

Бархударов С.Г. Крючков С.Е. Максимов Л.Ю. Чешко Л.А. Русский язык: 8 класс;

Бархударов С.Г. Крючков С.Е. Максимов Л.Ю. Чешко Л.А. Русский язык: 9 класс.

Линию этих учебников с 2002 года пополнили новые учебники по русскому языку для VIII и IХ классов авторского коллектива Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской и др. Научный редактор – Н.М. Шанский.

С 1992 года издается учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой, а с 1995 года – учебный комплекс под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта (авторы Богданова Г.А. Капинос В.И. Львова С.И. и др.)

Содержание теоретических вопросов, рассматриваемых во всех учебниках, соответствует современным требованиям науки о языке. Разные типы упражнений позволяют решать как образовательные, так и развивающие и воспитательные задачи. В учебниках прослеживается принцип преемственности не только между отдельными темами, но и между годами обучения.

В то же время каждый учебник имеет свои особенности в расположении и подаче материала, что нашло отражение в учебных программах по русскому языку.

В связи с усилением речевой направленности при изучении каждой темы представлен материал, связанный с употреблением в речи той или иной языковой единицы, что нацеливает учащихся на осмысленное употребление единиц языка в построении высказывания.

В 10-11 классах общеобразовательной школы используется учебник А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи», имеющий теоретико-практическую направленность.

Учебник-практикум по русскому языку для старших классов (авторы А.Д. Дейкина и Т.М. Пахнова) предназначен для повторения и обобщения теоретических сведений о языке и речи и совершенствования умений и навыков в процессе выполнения практических заданий на основе текста. Говоря об особенностях изучения русского языка в старших классах, сами авторы называют этот курс интенсивным, предполагающим погружение в языковой материал. Основное внимание в учебнике уделено особенностям использования языковых единиц в текстах разных функциональных стилей.

Преимущественно практическую направленность имеет «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» (авторы В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко). Обобщить и закрепить орфографические и пунктуационные навыки школьников призвано учебное пособие Д.Э. Розенталя «Русский язык: 10-11 классы», состоящее в основном из правил и упражнений по орфографии и пунктуации.

Каждый из комплектов учебников сопровождается методическими рекомендациями для учителя, в которых представлено поурочное планирование изучаемого материала и разработки уроков.

Итак, все учебники и учебные пособия по русскому языку построены с учетом современных достижений в области лингвистики: в них нашли отражение новые подходы в методике обучения родному языку: системный, функциональный, коммуникативный.

Новые программы и учебники позволяют решать проблемы речевого воспитания, создают благоприятные возможности для овладения лексикой, грамматикой, стилистикой русского языка.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники