Методы формирования новых знаний: проблемный и частично-поисковый метод при проведении уроков русского языка

Методы формирования новых знаний: проблемный и частично-поисковый метод при проведении уроков русского языка

Воротнева Галина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ гимназии №7 г. Чехова Московской области

Соответственно Новому Порядку аттестации педагогических кадров (п. 36, 37) с 01.09.2014 г. в приложении к экспертному заключению при аттестации на первую и высшую квалификационную категорию учитель должен продемонстрировать свои достижения в области (п.3.1) Совершенствования методов обучении и воспитания, которые делятся на группы:

  • Методы формирования новых знаний и способов действий
  • Методы организации деятельности учащихся
  • Методы контроля и самоконтроля
  • Методы формирования личностных результатов

На открытом уроке, который учитель демонстрирует экспертам непосредственно на аттестации, ему необходимо показать владение хотя бы по одному методу из каждой группы методов (т.е. минимально – четыре метода).
Наряду с этим он должен показать конспекты, дидактические материалы и т.п. в которых описывается использование конкретных методов, а также принять участие в собеседовании с экспертом. Четыре группы методов оцениваются в 240 баллов.
Категория «Использует продуктивно и совершенствует» означает полное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока, личным качествам учителя, его подготовленности и уровню профессиональной компетентности и методического мастерства, лимиту учебного времени урока или занятия (50-60 баллов)
Под совершенствованием следует понимать внесение педагогом в используемый метод каких-либо новшеств, которые позволили улучшить полученные результаты учебно-воспитательной работы, целесообразность введенного новшества, его эффективность.
Категория «Использует продуктивно»: — полное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия (30-40 баллов)
Категория «Использует недостаточно продуктивно»: частичное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия (10-20 баллов).
Показатель «Не использует»: несоответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия (0 баллов).
Грамотное представление результатов и достижений своей педагогической деятельности важный фактор для хорошего прохождения аттестации и систематизации материала в межаттестационный период.
В данной статье остановимся лишь на одном примере – применении на уроках русского языка проблемного и частично-поискового метода как части группы методов формирования новых знаний и способов действий.
Использование проблемного метода — это организованный преподавателем способ активного взаимодействия школьника с проблемой, представленной содержанием обучения, в ходе решения которой он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося. Исследовательский метод — решение творческих задач, самостоятельное решение проблем, наблюдение, моделирование, классификация, проведение учебного исследования и др.
В современной школе данные методы применяются в усовершенствованной форме, часто в виде комбинации и интеграции с другими методами обучения.
Цели обучения с использованием проблемного метода:
1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
3. Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Задачи:
1. Изучение мотивации учащихся, способностей к актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельного конструирование новых знаний.
2. Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.
3. Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.
Основные приемы:

Активные методы позволяют на уроке:

  • формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.
  • учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника.
  • обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций.
  • продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.

Подготовительный этап проблемного урока.

Определение темы и задач урока.

  • Ознакомление учащихся с заданиями, их обсуждение и возможная корректировка.
  • Распределение заданий: общие, групповые, индивидуальные
  • Накопление, отбор материала.
  • Консультации для всего класса и для помощников учителя — консультантов.

Основные этапы урока:

  • оргмомент, мотивация;
  • актуализация знаний;
  • создание проблемной ситуации;
  • определение темы исследования, решения ситуации;
  • формулирование цели учебного исследования;
  • выдвижение гипотез;
  • проверка гипотезы (чтение текста учебника, словарей, справочной литературы, размышления)
  • интерпретация полученных данных;
  • вывод по результатам проведенной работы;
  • применение новых знаний в учебной деятельности, в новых предложенных ситуациях;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Приемы создания проблемных ситуаций:

  • Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им найти способ его решения.
  • Учитель побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
  • Ставятся конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения.
  • Даются исследовательские задания по тексту учебника, литературоведческим источникам, ведется репродуктивная и частично — поисковая работа по тексту.

Приведем примеры некоторых тем в курсе русского языка интересных для использования проблемного и частично-поискового метода:
5 класс

  • Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка.
  • Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов.
  • Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
  • Что мы знаем о речи, её стилях и типах, тексте.
  • Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
  • Слово и его формы.
  • Признаки глагола у причастия.
  • Синтаксис и пунктуация. Простое и сложное предложение.
  • Роль местоимения в речи.
  • Понятия об односоставных предложениях
  • Предложения с вводными словами и словосочетаниями
  • Предложения с обращениями.

Проблемное обучение не может быть одинаково эффективным в любых условиях. Практика показывает, что процесс обучения с использованием проблемного метода порождает различные уровни как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний, чем при применении прежних знаний в новой ситуации.
Можно выделить три уровня:
1. «Научное творчество» — исследование теоретических вопросов, «открытие» правила и т.д.
2. «Практическое творчество» — поиск практического решения, то есть поиск способа применения известного знания в новой ситуации.
3. «Художественное творчество» — художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее в себя сочинения, описания, сообщения, рисование, написание игры, и т.д
Все эти уровни характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса. Однако первый вид чаще всего встречается на уроке, где наблюдается индивидуальное, групповое и фронтальное решение проблем. Второй – на занятиях погружения в тему, практических занятиях. Третий вид – на уроке и на внеурочных занятиях.
Каждый из перечисленных уровней может протекать с различной степенью познавательной активности ученика. Определение этой степени имеет важное значение для управления процессом формирования познавательной самостоятельности школьников.
Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником.
Но использование данных методов не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому они не могут заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно-воспитательного процесса. В том и заключается педагогическое мастерство учителя – найти наиболее разумное, целесообразное сочетание различных технологий и методов для обучения конкретному курсу, конкретного класса.

1. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. – М. Дрофа, 2006. — 320 с.
2.Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. — М. Дрофа, 2010.
3.Методики обучения в педагогике. – МГОУ, 2004.
4.Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. — М. Дрофа 2008.
5. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. — М. Дрофа, 2005.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники