Обеспечение преемственности в обучении английскому языку между начальной и основной школой как необходимое условие успешной реализации ФГОС ООО, Контент-платформа

Обеспечение преемственности в обучении английскому языку между начальной и основной школой как необходимое условие успешной реализации ФГОС ООО

высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 1» г. Лысьвы

Пермского края, руководитель ПГ

Обеспечение преемственности в обучении английскому языку

между начальной и основной школой как необходимое условие

успешной реализации ФГОС ООО

(из опыта работы межшкольной проблемной группы)

Проблема преемственности в обучении иностранному языку является актуальной с 2004 года, когда вся страна перешла на обучение языку со 2-го класса. В настоящее время разработка новых Федеральных государственных образовательных стандартов начального и общего образования и необходимость их внедрения в образовательный процесс потребовали от учителя переосмысления всей его педагогической деятельности. Решение этой задачи невозможно без реализации преемственности начального школьного и среднего школьного звеньев на каждом уровне образования.

Начальная школа уже 4-й год проводит обучение школьников согласно новому стандарту, в то время как основная школа только приступила к внедрению стандарта в практику. Особенностью нашего образовательного учреждения является то, что его контингент составляют учащиеся 5-11 классов, набор которых осуществляется на базе выпускников НОШ № 5. При этом существует проблема отсутствия единых программ обучения НОШ и СОШ, несогласованность в содержании образовательных программ и требований начальной и средней школ, несовершенства диагностики при переходе детей из одного ОУ в другое. Для устранения данной проблемы была создана проблемная группа, в состав которой вошли 7 педагогов английского языка двух образовательных учреждений. Деятельность межшкольной проблемной группы осуществляется на основе разработанной Программы согласно Положению о проблемной группе и Приказу «О создании проблемной группы» г.

Целью работы проблемной группы является выявление педагогических условий организации преемственности при переходе на обучение английскому языку по новым стандартам, использование которых поможет повысить эффективность обучения этому предмету и качество иноязычной подготовки в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов.

Преемственность при переходе от начального к общему образованию должна осуществляться на уровне: целей и задач; содержания образования; организационных форм; планируемых результатов УУД. Одной из задач группы является снятие методических затруднений в работе преподавателей по переходу на ФГОС второго поколения.

Преемственность в обучении — установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения [1, 213].

Первое заседание группы в сентябре 2015 года было посвящено организационным вопросам: ознакомление с документацией о проблемной группе, изучение проекта Программы и анализ результатов мониторинговых обследований пятиклассников. На расширенном заседании Методического совета 28.09.2015 состоялась защита Программы.

На этапе создания проблемной группы был проведен анализ сильных и слабых сторон, проблем и возможностей (SWOT – анализ) организации преемственности по АЯ (Рисунок 1, таблица).

Рис. 1 — Схема первичного SWOT – анализа

Таблица «SWOT – анализ условий преемственности»

1. Умение адаптироваться к новым условиям и педагогическая компетентность;

2. УМКс по предмету в начальной, основной, старшей школе, разработанные на основе единой методологии, содержание которых взаимосвязано и систематизировано;

3. Наличие единой современной научно-методической концепции;

4. Наличие единой информационно-образовательной среды;

5. Единый подход к разработке поурочных целей достижения образовательных результатов (личностные, метапредметные, предметные) на всех ступенях обучения;

6. Наличие единой структуры цикла уроков и единой типологии уроков (средство обеспечения преемственности);

7. Наличие «сквозных» рубрик.

1. Отсутствие желания у возрастных педагогов работать по-новому (неготовность к переходу на ФГОС НОО и ООО);

2. Непопулярность учебного предмета;

3. Неумение учащихся проводить проектно-исследовательскую деятельность на должном уровне;

4. Различный базовый уровень языковой подготовки учащихся;

5. Неготовность некоторых учащихся к обучению АЯ по новому ФГОС;

6. Снижение уровня обученности школьников

На втором заседании (октябрь 2015 ) были рассмотрены теоретические вопросы преемственности:

— Что такое преемственность в образовательном процессе и зачем она необходима?

— В чем нужно соблюдать преемственность?

— Чем отличается соблюдение преемственности в штатных условиях перехода на новую ступень образования от нештатных?

Методологической базой построения модели организации преемственности в обучении АЯ между НОШ и СОШ явилась одноимённая с темой проблемной группы концепция авторского коллектива линии УМК «Английский язык 2-11» под руководством к.п.н. профессора (Рисунок 2). Согласно данной концепции преемственность в процессе иноязычного образования – установление необходимой связи и правильного соотношения между частями образовательной дисциплины «Иностранный язык» на разных ступенях овладения в штатных и нештатных условиях [2].

Рис. 2 — Сертификаты участия в вебинаре по преемственности 18.05.2015

Аспектами преемственности являются

v преемственность между ступенями образования в достижении личностных, метапредметных и предметных результатов,

v преемственность в изучении образовательной дисциплины внутри ступени (от класса к классу),

v преемственность между образовательными дисциплинами внутри ступени,

v преемственность в УМК разных авторских коллективов между ступенями образования,

v преемственность между учебниками для конкретного класса разных авторских коллективов,

v преемственность в использовании средств достижения:

— предметных результатов [2].

Обучение АЯ в начальной школе и лицее осуществляется по единой линии УМК “Millie — New Millennium English” с постоянным учителем (штатные условия). Учебник “Английский язык нового тысячелетия” для 5-го класса является переходным / стыковочным между курсом “Милли” для начальной школы и курсом “Английский язык нового тысячелетия” для средней школы, поэтому расхождений в предметном содержании речи не наблюдается. Тем не менее, сравнительный анализ результатов итоговой аттестации за 4-й класс и входного тестирования в начале 5-го класса показал снижение уровня обученности школьников на 24,8 %.

«Круглый стол» по теме «Первые шаги во ФГОС» выявил еще одну проблему: 19,2 % (20 учеников) не справились с заданиями КИМов, разработанных на основе «Типовых тестовых заданий» Е. Солововой. Учителям начальной школы было предложено рассмотреть преемственность внутри ступени, всем участникам проблемной группы – изучить требования к результатам начального образования и рассмотреть вопрос о разработке единого итогового за 4-й и входного теста в 5-м классе. С этим решением вышли на совещание по адаптации 5-классников с администрацией и учителями обоих образовательных учреждений в ноябре (преемственность между ступенями образования в достижении результатов).

В период декабря 2015 – января 2016 года учителя обеих школ провели серию открытых уроков (4-5 классы), разработанных согласно требованиям ФГОС. Далее последовало обсуждение уроков и технологических карт, обобщение опыта проведения разных типов уроков, анализ проблем и достигнутых результатов.

Февраль – март работали над созданием модели итоговой и входной аттестации (содержание и система оценивания), изучив Фонд оценочных средств НОШ и требования к результатам ООП. Результат – наличие единого итогового и входного тестов с критериями оценивания.

Апрель станет месяцем подведения итогов деятельности ПГ.

1. Бим-Бад, энциклопедический словарь/Б.М Бим-Бад- М. 2002. С. 213

2. Кузовлев, преемственности в обучении АЯ, вебинар// -М. Просвещение, 2015

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники