Обучение лексике английского — Обучение лексике английского языка в начальной школе

Обучение лексике английского.

Обучение лексике английского языка
в начальной школе
учитель английского языка
Сулейманова Ирина Назяховна
МБОУ «Фёдоровская НОШ №4
Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы.
Вы поясняете: надо опускаться до их понятий.
Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.
Ошибаетесь.
Не от того мы устаем, а от того,
что надо подниматься до их чувств.
Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.
Чтобы не обидеть.
(Я. Корчак)
В современном быстро меняющемся и развивающемся обществе английский язык был
и остается одним из основных языков мирового общения. Следовательно, к ученику
предъявляется все больше и больше требований.
Согласно ФГОС начального общего образования второго поколения выпускник
начальной школы научится:
­ узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том
числе словосочетания, в пределах тематики на ступени начального общего
образования;
­ восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей;
­ оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с
коммуникативной задачей.
Выпускник начальной школы получит возможность научиться:
­ узнавать простые словообразовательные элементы;
­ опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования
(интернациональные и сложные слова).
Но как этого добиться? С чего начать, чтобы процесс обучения стал эффективным и
на выходе из школы мы получили желаемый результат? Как добиться того, чтобы
ученики могли спокойно пользоваться иностранной речью в повседневной жизни?
Как и многие учителя, я столкнулась с данной проблемой в своей профессиональной
деятельности. После пары неудачных уроков ты осознаешь, что пора менять тактику
и более осознанно и серьезно подходить к планированию учебного процесса.
Методом проб и ошибок начинаешь выстраивать свой учебный процесс. Разработав
стратегию обучению алфавиту и первичным навыкам чтения, сталкиваешься с новой
проблемой: как обучать лексике в начальной школе? Для себя я нашла несколько
выходов из данной ситуации, о которых и пойдет дальше речь.
Актуальность данной работы заключается в обращении к лексической стороне
языка, а лексика, как известно, ­ это основной строительный материал языка. В
отличие от грамматики, которая отражает отношения между классами слов, и всегда

обобщает, лексика индивидуализирует высказывание, придаёт ему конкретный
смысл.
Следует сказать, что обучать лексике – значит обучать слову. «Слово – это
«кирпичик» при строительстве здания, где здание – язык, а строительство –
изучение»
Лексика необходима как для осуществления продуктивной речевой деятельности
(говорения, письменной речи), так и рецептивной (аудирования, чтения). Поэтому
лексике отводится одно из самых важных мест на уроке иностранного языка.
Основной целью обучения лексическому материалу является формирование у
учащихся лексических навыков как важнейшего компонента рецептивных и
продуктивных видов речевой деятельности.
Существует несколько методов обучения лексике на уроках английского языка в
начальной школе. Все они применяются мной на практике.
Прежде всего — игровой метод. Очень важно, чтобы дети не чувствовали большую
нагрузку школьной программы, а игра способна помочь этому. В форме игровой
деятельности можно всегда легко и быстро объяснить какой­то новый материал,
отработать сложные моменты, вырваться из рутины, и что самое главное,
заинтересовать детей в изучении английского языка.
Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и
умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения. Желание решить
вопросы, представленные в игре, обостряет мыслительную деятельность играющих.
А если ученик при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые
обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них игра, прежде
всего, – увлекательное занятие. Этим она и привлекает учителей, в том числе и
учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым
ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в
игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными,
чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости,
ощущение посильности заданий – все это дает возможность учащимся преодолеть
стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и
благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой
материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Существует огромное количество различных лексических игр, направленных на то,
чтобы усвоение новых слов не вызвало трудностей у младшего школьника.
Цели лексических игр:
­ тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к
естественной обстановке;
­ активизировать речемыслительную деятельность учащихся;
­ развивать речевую реакцию учащихся.
Как вы понимаете, прежде чем начать составлять фразы, диалоги, рассказы нужно
иметь какой­то запас лексики. Методика обучения иностранному языку в начальной
школе основывается на четырех видах работы: игре, движении, музыке и
наглядности.
Лексика запоминается лучше всего, когда значения слов
продемонстрированы наглядно, при помощи картинок, рисунков, игрушек, жестов,
мимики или реальными предметами. Средства наглядности служат не только для

раскрытия значения слов, но и для их запоминания, при употреблении в
соответствующих контекстах.
Конечно же, на уроках я активно пользуюсь презентациями, интерактивными
приложениями, особенно при введении новой темы, содержащей лексику. Но в
первый раз при знакомстве с лексикой использую живые картинки. Их можно
двигать, убирать менять местами, прятать, раздать детям. Например, дети очень
любят игру: «Отгадай! (“Let’s guess!”):
Ученик загадывает одно из слов (картинки на доске), а весь класс отгадывает,
используя фразы:”Is it a …? – Yes, it is/ No, it isn’t”. Угадавший ученик выходит к
доске и загадывает следующее слово. Другой вариант: класс загадывает, один ученик
отгадывает. Или же, ученики называют по очереди, а ученик у доски (как правило,
слабый) показывает названное слово. Затем ему предлагается назвать слова,
которые он запомнил. Пусть это будет три слова из десяти. Ведь для него это уже
достижение. Нужно его обязательно похвалить.
Особенно любят дети игры с мячом. Я использую мяч при закреплении букв, слов,
цифр как индивидуально с одним учеником, так и со совсем классом. Например,
учим название букв в алфавитном порядке. Бросаю мяч ученику и называю первую
букву алфавита, ученик называет следующую и возвращает мяч учителю. Игра
продолжается до первой ошибки, ученика сменяет другой. В роли учителя может
выступать сильный ученик. Или же у доски выстраивается колонна из 8­10 учеников,
учитель бросает мяч первому ученику, называя слово по­английски (по­русски).
Ученик произносит слово по­русски (по­английски) и встаёт в конец колонны. Если
ученик не смог назвать слово, занимает своё место и старается запомнить слова, пока
другие ученики играют. Последний ученик выигрывает и получает лучшую фишку.
Для закрепления слов, также использую игру: «Бинго». После изученных 3­4 тем,
готовлю большие карты со всеми изученными на предыдущих уроках словами (15­ 20
квадратиков, в которых записаны слова на русском языке с одной стороны и на
английском языке – с другой стороны). Чтобы дети чувствовали себя более
комфортно, они работают по два человека, т. е. два ученика получают одну карту и
набор из цветных фишек. Учитель называет слово по­английски, а дети закрывают
соответствующее поле фишкой. В тот момент, когда все слова на карточке будут
закрыты, дети поднимают руку и произносят «Бинго!» Выигрывает тот, кто первым
заполнит свою карточку. Во втором классе лучше использовать поле с картинками и
произносить слова по­английски. Другой вариант этой игры – «Лото». Также
активно использую игры: «Что пропало?», «Запомни и назови», «У кого больше?»,
«Цепочка из слов», «Снежный ком» и многие другие.
Если вы заметили, составление диалогов – один из любимых видов речевой
деятельности детей младших классов. Из­за недостатка времени часто не удаётся
выслушать всех желающих. В данном случае я провожу диалог, которому мы с
детьми дали название «Знакомство». Класс делится на две команды, которые
образуют два круга. Дети из этих кругов становятся друг к другу лицом. По команде
учителя дети начинают «знакомиться» со своим партнером, используя те фразы,
которые уже знают. В процессе обучения список фраз расширяется и диалоги
становятся длиннее. Через некоторое время дети делают шаг вправо и оказываются
лицом к лицу с другим одноклассником. Они вновь «знакомятся» друг с другом.
Таким образом, за небольшой промежуток времени все дети могут поговорить с

разными партнерами. Для них это игра, для нас — хороший способ отработать
различные структуры и закрепить лексические единицы.
Но для того, чтобы дети правильно составляли вопросы и ответы на них,их нужно
этому учить. Для этого я придумала игру, которая называется «квадратики и
треугольники». На полу черчу мелом квадрат. Ученик переходит из одного угла к
другому и произносит слова: My – name – is – Max. Четыре слова – четыре угла. Если
ученик произнёс фразу верно, он возвращается в угол, с которого начал. Или, I – am –
good – треугольник.
Также активно использую игры: «Что пропало?», «Запомни и назови», «У кого
больше?», «Цепочка из слов», «Снежный ком» и многие другие.
Младшие школьники очень быстро устают, поэтому проведение физкультминутки
просто необходимо. Нет сомнения и в том, что с помощью двигательных упражнений
можно отрабатывать любую лексическую тему. Лексика запоминается лучше всего,
когда значения слов продемонстрированы при помощи жестов, мимики. Особенно
эффективны физкультминутки при изучении лексики, связанной с глаголами
движения.
Дети выполняют команды, показывая движения руками и ногами. (swim –
плавательные движения руками, fly – машут «крыльями», dance ­ танцуют. run –
бегут и т. д). Проводится игра на внимание “Please”. Дети выполняют действие
только при слове: “Please”. Если ученик ошибается, он занимает своё место.
Победители получают красную фишку. Опять же игра «квадратики и треугольники»,
но уже она проводится со всем классом одновременно.
Игры может придумать учитель сам, стоит лишь немного проявить творчества и
постараться понять ребёнка, а иногда и самому стать на его место.
Следующим эффективным методом обучения лексике является метод
компьютерной техники и интернет­технологий. Одновременно с графическим
изображением слов младшие школьники имеют возможность прослушать слово (при
этом происходит формирование звукового образа слов). Письменная фиксация
лексики способствует укреплению связей слов (речемоторных, слуховых,
зрительных) и содействует их лучшему запоминанию. Применение интерактивного
приложения способствует формированию устойчивой потребности в общении на
английском языке.
Применение стихотворений, рифмовок и песенного материала способствует
более легкому усвоению лексических единиц. Учебник “Rainbow English” насыщен
разнообразными рифмовками и песнями. Рифмовки, содержащиеся в учебниках,
помогают как расширить лексический запас, так и отработать фонетические навыки.
Дети с удовольствием разучивают разнообразные лексические рифмовки. Но
заставлять заучивать всех детей наизусть не стоит. Пусть это делаю по желанию, а
остальные дети могут просто прочитать.
Песня, наряду с другими приемами, является одним из эффективных средств для
изучения и закрепления лексических единиц. Дети очень любят петь, и я каждый
урок начинаю с песни. Многие учебные курсы для начальной школы вводят песенный
материал при изучении тех или иных лексических тем. В учебном курсе “Rainbow
English” детям предлагаются чудесные, легко запоминающиеся песенки практически
в каждой теме: цвета, школьные принадлежности, еда, счет, животные, игрушки.

Если недостаточно песен в выбранном вами УМК, можно позаимствовать у других
авторов. Очень много детских песенок в учебниках “Happy English” авторов К.
Кауфман и М. Кауфман.
При изучении английской лексики необходимо использовать все вышеописанные
методы и приемы в комплексе. Данные формы проведения уроков дают возможность
не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их
творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний,
расширять лексический запас, закреплять раннее изученные лексические единицы на
практике. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока,
оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к
подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как
нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет
к падению у учащихся интереса к предмету.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники