Принцип индивидуализации в обучении общению на уроках английского языка, Контент-платформа

Принцип индивидуализации в обучении общению на уроках английского языка

Принцип индивидуализации в обучении общению на уроках английского языка

(Из опыта работы учителя английского языка МОУ гимназии №39 «Классическая» )

В современных условиях, конечной целью обучения языкам является формирование языковой личности, под которой понимается «набор языковых способностей, умений, готовности к осуществлению речевых поступков» (, стр.29), «определенный стиль жизни, отражаемый в стиле употребления языка» (там же, стр.22). Проблема формирования языковой личности актуальна в настоящее время, прежде всего потому, что нашей стране в сложившихся экономических и политических условиях, сейчас, как никогда, нужны не только специалисты, владеющие иностранными языками для работы в совместных предприятиях. Нужны, прежде всего, личности, умеющие общаться, устанавливая коммуникативные контакты с другими личностями, проявляющие свои самые лучшие индивидуальные качества: нравственность и энергичность, высокий профессионализм, терпимость, уважение к другой культуре, что особенно важно в период интеграции, построения единой Европы.

Необходимой составляющей языковой личности является коммуникативная компетенция. Наиболее эффективным подходом, способствующим формированию коммуникативной компетенции был признан коммуникативно-деятельностный подход. А основополагающим принципом обучения общению на иностранном языке становится принцип индивидуализации, т. е. в центре обучения находится личность ученика во всей совокупности ее индивидуальных, личностных качеств. Без индивидуализации невозможно представить новые, современные технологии в преподавании иностранного языка. В понимании этого принципа мы опирались, прежде всего, на работы наших ученых-методистов, таких как.

Понятие индивидуализации применительно к обучению иноязычной коммуникации охарактеризовано у в работе «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению». «Свое отношение к среде человек выражает в речи. А поскольку отношение к среде всегда индивидуально, то индивидуальна, личностна и речь», — пишет (стр.54).

Индивидуальность как система включает в себя свойства человека в трех аспектах его жизнедеятельности: как индивида, как субъекта и как личности.

Организуя коммуникативную деятельность на занятиях, учитель должен помочь учащимся перейти от псевдокоммуникации, при которой использование английского языка вымышлено, надуманно или предсказуемо, к коммуникации, при которой он (ученик) выражает свои личные суждения и нужды в реальном контексте. Вот что пишет Д. Добсон: «Чтобы стать подлинным лидером, учителю необходимо быть изобретательным, дружелюбным, настойчивым, терпеливым, заинтересованным в людях. Вам следует знать имена своих учеников, факты из их жизни для того, чтобы внести в разговор элементы, которые им интересны. Желателен дружелюбный, неформальный тон. Вы должны реагировать на настроение группы, их заинтересованность в предмете разговора, на возможную усталость. Учащиеся выражают себя в нюансах речи, жестах, выражениях лица». Действительно, если мы будем игнорировать все эти составляющие, на занятиях может развиться недоброжелательная атмосфера, при которой учащиеся неохотно говорят, или хуже того, враждебно относятся к учителю или друг другу.

Покажем, какие методические средства помогают нам строить процесс обучения языку с учетом трех аспектов личности на разных возрастных уровнях.

1. Учащийся как индивид обладает индивидуальными способностями, поэтому необходимо выявить их исходный уровень и в дальнейшем развивать (индивиднаяиндивидуализация ). Для этого необходимо:

а) проведение психологического мониторинга с целью выявления системы

потребностей, мотивов, личностных качеств и личностных отношений,

необходимых в коммуникативной деятельности;

б) предоставление учащимся возможности выбора модели речевого

поведения, способствующей развитию индивидуальных особенностей

Для создания такого выбора, я использую такой прием. В рамках определенной темы (например, Food (пища) даю учащимся задания, в которых они не только должны написать (т. е. отразить в письменной речи знание данной темы), но и сделать рисунки в качестве комментирования к написанному. (См. Приложение 1). В зависимости от ситуации подобные задания получает либо вся группа, либо некоторые учащиеся, по каким-то причинам отказывающиеся отвечать устно.

Контролируя выполнение поставленной задачи, обращаю внимание на то, какими цветами выполнен рисунок. Если в нем достаточно много темных красок, беседую с психологами, которые в свою очередь, пытаются выяснить проблемы ребенка. Ведь эти проблемы мешают ему хорошо учиться.

Учителю необходимо быть терпеливыми. Учитель должен уметь поставить себя на место ученика и помнить о том, как ему самому было трудно выражать свои мысли, когда он начал изучать новый язык. Поэтому, учитывая разные индивидуальные способности и интересы учащихся, необходимо

помочь ученику преодолеть языковой барьер следующим образом:

а) провести сбор информации по вопросам или по теме

б) предоставить «веер » необходимых слов и выражений, помочь выделить,

вспомнить необходимые лексико-грамматические структуры, уже

известные учащимся. Лишь после этого можно ожидать обратной связи, т. е.

ответы учащихся, которые позволят оценить усвоение ими изученного

Например, на уроке по теме «Музыка в нашей жизни» мы с учащимися 11 класса выяснили, какие стили музыки им известны, знают ли они эти названия по-английски, собранную информацию записали на доске. Затем, на основе материала, представленного учителем, узнали еще ряд названий, прочитали их, перевели; разобрали новые прилагательные, вспомнили уже известные из тех, что выражают наши эмоции, чувства. И лишь после этого учащимся было предложено задание: «Скажите, какие чувства у вас вызывает та или иная музыка». Учащиеся, на основе полученного лексического материала отвечали следующее:

"I think country and western music is amusing" or

"In my opinion, salsa is passionate"

"To my mind classical music is thrilling" or

"I think modern pop music is silly" и так далее.

в) использовать листы опорных сигналов, особенно для учащихся с

недостаточным уровнем знания языка, затрудняющимся грамотно и логично

выражать свои мысли;

г) развивать аудитивные навыки, особенно умение слушать товарищей по

группе, что может, с одной стороны, помочь избавиться от ошибок в

собственной речи, с другой стороны, имеет большое воспитательное

значение: высказался сам, сумей выслушать другого.

С этой целью либо делаю установку (послушай и сравни: совпадают ли твое мнение или твой ответ с мнением твоего товарища), либо даю конкретные задания (послушай и ответь на следующие вопросы. ).

2. Ведущую роль при обучении общению играет совместная деятельность учащихся. Ученик превращается в субъект такой деятельности, где успех общего дела зависит от каждого в отдельности (субъектная индивидуализация ).

В организации процесса обучения как коммуникативной деятельности и превращению ученика в субъекта такой деятельности наиболее интересным, на мой взгляд, являются уроки-презентации и уроки-проекты. Особенность уроков проектирования заключается не только в том, что, как и на уроках-презентациях, общий результат зависит от работы каждого в равной степени, но и в том, что учащиеся на уроках проявляют и знания по предмету, и умение рисовать, мастерить, сочинять стихи и песни, а также петь и даже танцевать. Уроки — проекты использую после прохождения одной или нескольких тем, поскольку они требуют накопленного объема лексико-грамматического материала.

Завершив тему "Музыка в нашей жизни", мы с учащимися 11 класса оформили проектные работы "Form a band".

После вступительного слова учителя, подводящего итог уроков по теме, в рамках которой учащиеся выяснили музыкальные пристрастия друг друга, узнали много нового о музыке, композиторах и музыкантах, учащимся было предложено обсудить, кого же мы называем "звездами". Учащиеся выразили свое мнение по следующим вопросам:

Что значит быть "звездой "?

Какими качествами нужно обладать, чтобы стать "звездой"?

От чего зависит успех "звезды"?

Каковы преимущества и недостатки жизни "звезды"?

Хотелось бы вам стать "звездой? Почему?

Поскольку, естественно, большинству учащихся, хотелось бы стать «звёздами» по разным причинам (встречаться с интересными людьми, путешествовать по миру, заработать достаточно денег, чтобы быть независимым), учитель предложил поделиться на 2 группы. Каждая группа сама определила, в каком именно направлении музыки хотела бы стать «звездой».

Наметили этапы работы над созданием группы:

1) найти единомышленников;

2) создать имидж (дизайн одежды, причёсок, грим);

3) определиться с названием группы;

4) найти музыку, песни, композитора, который бы писал для группы;

5) найти продюсера;

6) организовать рекламу;

7) выпустить кассету, диск, клип;

8) организовать концерты.

Далее учащиеся сами распределили работу(кто за что в группе отвечает), ведь каждый из них свою часть проделанного за урок должен будет представить (устно) в рамках общего проекта. Одни писали рекламу, используя при этом компьютерные знания (в частности, программы «Publisher»), другие давали интервью в газету, третьи писали письма от поклонников, четвёртые работали над имиджем, а пятые сочиняли хит (например, «Ой, мороз, мороз» в стиле рэп). Каждый выбрал дело себе по душе, а идеи генерировались всеми. Закончили представление проектов исполнением своих хитов.

Урок — презентация строится учителем на основе принципов, присущих любой презентации. Главный итог урока-презентации — участие всех учеников без исключения, в той или иной роли и степени. Общий успех — результат совместных усилий учителя и всех учащихся.

3. Третий (ведущий) компонент — личностная индивидуализация. Мы

должны учитывать и использовать параметры, присущие личности: личный

опыт, интересы, склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в

коллективе (деловой и речевой). «Это позволяет вызвать у учащихся истинную

мотивацию, не принесенную извне, не навязанную, а являющуюся прямым

порождением самого метода обучения» (, стр. 105).

Для этого необходимо подбирать задания, не только отвечающие интересам

учащихся, но и способствующие самопознанию, что создает условия для

Так, например, по теме «Здоровье» я практикую урок — комментирование

«Living with stress».

Сущность комментирования заключается в том, что говорящий, получив некоторую информацию высказывает к ней свое отношение, а также возникающие в связи с этим суждения сравнительного, обобщающего или оценочного характера, эмоции и пр.

В реальных условиях коммуникации комментирование как вид сообщения нередко совмещается с рассказом или пересказом, когда собеседник, излагая факты действительности, сопровождает их собственными рассуждениями. Особенность данного упражнения как средства развития коммуникативной речи состоит в том, что в процессе комментирования, требующего определенной мобилизации мыслительной деятельности для выдачи собственной информации, учащийся вместе с тем опирается на предоставленный ему материал.

В структуре комментирования как упражнения в речи можно выделить следующие основные компоненты: экспозицию, содержащую стимул, ключевые слова и речевую реакцию учащихся.

Обязательными условиями, которым должна отвечать экспозиция, являются:

1) наличие занимательности и новизны информации, вызывающей желание

говорить и дающей повод к сопоставлениям, выводам и ассоциациям;

2) наличие у учащихся определенных знаний для подобного рода ассоциаций

Экспозицией могут служить факты из жизни, информационные сообщения. художественное произведение, телепередачи, различного рода иллюстрации и т. д. Экспозицией на уроке »Living with stress" стал научно-популярный текст с одноименным названием. На этом уроке выясняем с учащимися, каковы причины стрессов, их последствия и возможные причины профилактики. Ученики изучают этот материал с большим интересом, поскольку он имеет огромное практическое значение в наше время, связанное с ускоренным ритмом жизни, нервными нагрузками. При организации комментирования на уроке следует иметь в виду основные схемы:

а) учитель дает ученикам один материал для всех — опрашивает одного — двух;

б) над одним и тем же материалом все ученики сначала работают в парах, затем учитель опрашивает одного — трех.

Комментирование как упражнение предназначено для развития монологической речи учащихся. Конечно, поочередное выступление учащихся, комментирующих одну и ту же экспозицию, при умелом руководстве со стороны учителя неизбежно перерастает в групповую беседу, возможно даже дискуссионного характера, но речь каждого ученика при этом должна сохранять структуру монологического единства.

Во время урока учащимся предлагается психологический тест, позволяющий выяснить, насколько каждый из них подвержен стрессовым состояниям. А это уже пища для размышлений не только для них самих, но и для нас, учителей, и для родителей, и для школьных психологов.

Вместе с учащимися подводим итог: как преодолеть стресс, где кроме уже предлагаемых материалом советов, ученики предлагают свои советы, делятся своим собственным опытом. А также пытаемся выяснить, а что же делать, чтобы избежать стрессов.

Таким образом, в обучении ученика способам самопознания, самоанализа, самооценки и самокорректировки мне помогает использование тестов на английском языке. Кроме чисто учебной цели — формирование лексико-грамматических навыков в рамках той или иной темы, эти социально-психологические тесты имеют большое значение для понимания внутреннего мира ученика, его стремлений, индивидуальных свойств его личности, его переживаний, его самосознания.

Так, например я разработала серию уроков, которые можно объединить под названием «Personality»(Личность). Она включает в себя разделы:

1. Личность. Черты характера.

2. Личность и семья

3. Личность и выбор будущего (школа, профессии, роль английского языка

В этой серии уроков я использую достаточно много социально-психологических тестов. Можно выделить следующие преимущества работы с тестами:

— работа над ними высоко мотивирована, потому что обращена

непосредственно к личности учащегося, его интересам, его точке зрения;

— выполнение анкет объединяет в себе различные виды речевой

деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо); использование

лексики не лимитируется книжными рамками;

— этот вид работы подключает не только всех учащихся и их родителей, но

также друзей и знакомых (в зависимости от задания);

— социологические и психологические тесты могут быть использованы на

разных этапах урока или темы;

— учащиеся могут использовать свои знания не только на уроке, но и за его

Тест становится источником получения информации и средством общения

Для учителя так же очень важно суметь создать такую систему оценивания результатов деятельности, которая учитывала бы индивидуальные особенности учащихся и стимулировала их коммуникативную деятельность:

1) стараться не прерывать речь учащихся исправлением ошибок, так как это ведет к нарушению коммуникации. Я записываю ошибки учеников во время ответов на отдельных листках. Если это типичные или грубые ошибки, после ответа мы разбираем их вслух, если же нет, листок отдается ученику, он сам читает свои ошибки;

2) подбадривать учащихся оценкой знаний. Это могут быть и "3" и "4". важно как их преподнести. Никогда не лишними будут слова учителя. "а good work today", "a great answer". Это помогает создать дружескую атмосферу, ученик видит неравнодушие учителя к своим, пусть и незначительным, успехам.

Таким образом, уделение большого внимания принципу индивидуализации в обучении языкам:

— помогает достичь конечной цели обучения иноязычному говорению

(формирование языковой личности) наиболее эффективным путем;

— наиболее успешно формирует нравственные качества личности;

— позволяет достичь более высоких результатов в обучении иностранному

языку, что, в свою очередь, отражается в росте качества знаний учащихся и

степени их обученности.

Using my senses

Draw a picture of your favourite food. Make it look yummy. Now describe it. Write how it look, tastes, and smells. What sounds does it make when you cook or eat it? How does it feel in your mouth?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники