Принципы обучения английскому языку

Принципы обучения английскому языку

Определение принципов модульного обучения, адаптированных к специфике языковых курсов, можно представить в следующем варианте:

  1. Принцип модульности структурного содержания

В данном случае подчеркивается мысль о том, что содержание как самого модуля, так и его составных частей должно быть структурировано в соответствии с пониманием сути модульного обучения, т. е. не только отбора и передачи информации, но и возможности ее усвоения в автономных режимах, в контексте мыследеятельности, программирования и моделирования, алгоритмизации учебной деятельности. Модульная структура в данном случае близка к сути математического и архитектурного понимания данного термина, приведенного в цитатах в начале данной главы.

  • Принцип гибкости, динамичности, нелинейности
    В данном понимании модуль рассматривается с позиций свободного моделирования курса в интересах группы, учебного заведения, а также с позиций интересов и возможностей отдельного ученика, учебной ситуации в целом. Добавление в данный ряд принципа нелинейности усиливает понимание того, что при определенной структурной организации модулей возможно варьирование последовательности их изучения в курсе, т. е. нелинейность подачи информации, а также действий по ее усвоению внутри более мелких модулей и их составляющих. Это корреспондируется и с пониманием основ и принципов использования информационных технологий в процессе моделирования курсов английского языка, о чем писала в своей работе С.В. Титова (Титова, 2004).
  • Принцип рефлексивной деятельности и междисциплинарности
    В данном случае принципиально важным является понимание того, что через рефлексию возможно достичь соединения освоения теории из разных учебных дисциплин, способов получения знаний с умением реально применять их для решения конкретных проблем чисто академического, социального, профессионального и иного характера. Использование в формулировке термина рефлексия подчеркивает и направленность модуля на формирование ценностно-ориентационных составляющих деятельности в контексте понимания не только оправданности самих действий, их последовательности, но и причинно-следственных связей, лежащих в их основе и результатах.
  • Принцип автономности обучения и равной ответственности

    Данный принцип объединяет в себе и принцип осознанности перспектив, и принцип разносторонности методического консультирования, и принцип паритетности. Равная ответственность в данном контексте уточняет понятие автономии, подчеркивая главную его цель и суть.

  • При всем разнообразии модульных программ в практике их построения существует ряд общих закономерностей в определении типов модулей: модули познавательного типа, которые чаще всего разрабатываются для целей фундаментального, базового образования и модули операционного типа для достижения деятель- ностных целей.

    Компания «Туризм Лондон» предлагает Вам и Вашим детям изучать обучение в Англии.

    Е.С. Маркова (Маркова, 2004) внесла дополнение в традиционную типологию модулей. Применительно к специфике профильных курсов на английском языке она предлагает выделять модули смешанного типа, а именно познавательно-операционные, что представляется вполне оправданным. Для таких типов модулей выделяются специфические принципы:

    — интегративно-предметного подхода, который обуславливает соответствие интегрированного содержания из разных предметных областей;

    — сознательной ограниченности предъявляемого учителем учебного материала;

    — направленного поиска дополнительной (уточняющей) литературы;

    — избирательности и самостоятельности;

    — взаимообогащения (за счет сочетания разнообразных организационных форм учебного процесса: проекты индивидуальные и групповые, стенгазеты, web-сайты, компьютерные программы и т. д.);

    — переноса знаний, умений и навыков на решение новых нестандартных задач.

    Исходя из разнообразных определений модуля, учитывая его функции в языковой педагогике, можно дать следующее определение.

    Модуль — это курс или его автономная часть, имеющие необходимое программное и учебно-методическое обеспечение, достаточное для построения различных образовательных траекторий в его рамках, легко соединяющийся с другими модульными курсами, при необходимости способный видоизменяться по содержанию/форме/объему за счет исходной гибкости внутренней структуры.

    Алгоритм построения учебных программ и его использование в системе языкового образования

    Для того чтобы разрабатывать новые подходы, стандарты, учебные программы и их методическое обеспечение, необходимо следовать общей логике, принятой в практике проектирования образовательных программ и курсов. Кратко ее можно представить в последовательности следующих шагов.

    1. Осуществление системного анализа состояния системы и уточнение реальных потребностей общества и личности в контексте социально-экономических изменений/мировых тенденций.

    2. Определение адресата конкретного курса.

    3. Формулировка целей курса и их уточнение, сужение и фиксирование на уровне задач.

    4. Отбор содержания курса, с учетом международного/федерального/вузовского или школьного компонентов.

    5. Создание структурной модели курса.

    6. Определение базовых принципов построения учебного взаимодействия учителя и учащихся, типологии форм работы и учебных заданий.

    7. Разработка содержания и форм текущего, промежуточного и итогового контроля.

    Каждый из этапов нуждается в отдельном комментарии. Как показывает практика, образовательная ситуация может варьироваться в разных регионах, и учителя могут сталкиваться с необходимостью разработки программ в очень нестандартных ситуациях, поэтому рассмотрим весь спектр возможных проблем на уровне анализа потребностей системы образования в целом и ее отдельных субъектов.

    Вернуться в раздел:

    Изучение английского языка » Методики изучения английского языка

    Поделиться в соц. сетях

    Опубликовать в Google Buzz
    Опубликовать в Google Plus
    Опубликовать в LiveJournal
    Опубликовать в Мой Мир
    Опубликовать в Одноклассники